Вы вошли как Гость
Ваша группа: Гости
 
Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
 
 
Меню сайта

 


 
Наш опрос
Понравилась ли вам последняя сходка?
Всего ответов: 2091

 

Последние сообщения форума
 
 
 
[Создал: Griet]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Главная » Статьи » » внешний тюнинг

[ Добавить статью ]

Звездная болезнь левизны

 
Звездная болезнь левизны

Сегодня вновь разговор о звездах. Начало ему было положено в «Мото» № 6 за этот год. Тогда речь шла о том, стоит ли менять «родную» 14-зубую ведущую звездочку на звездочку с 15 или даже 16 зубьями. Специалисты лаборатории дорожных испытаний ЗиДа рассказали, как ведет себя мокик после такой замены. Поговорим же о качестве тех звездочек, что есть в продаже. Сходили на рынок и купили три звездочки: две - с 15 и одну - с 16 зубьями. В запасе у нас была еще одна, четвертая, привезенная с ЗиДа - «родная» 14-зубая. Ее использовали как эталон и присвоили ей № 1. И другие пронумеровали. Визуальный осмотр. Деталь № 1 светлосерая, с гладкой на ощупь поверхностью. Риски, оставшиеся после механической обработки, заметны только на внешней стороне звездочки, заусенцев и забоин нет. Форма зубьев правильная. Звездочка № 4 отличается от № 1, в основном, цветом -она намного темнее. Следы механической обработки на ее поверхности едва заметны. Форма зуба также не вызывает сомнений. Звездочки № 2 и 4 на фоне предыдущих заметно проигрывают. Их светло-серая поверхность покрыта темными и светлыми пятнами. Похоже, заготовки для этих деталей были отлиты, после чего их слегка и грубовато подровняли на станке. Особенно непригляден экземпляр № 4. У звездочки № 2 зубья хоть и коряво, но все же обработали на станке, а у № 4 впадины зубьев, даже на глаз видно, разные, а их поверхность покрыта раковинами, хоть и неглубокими. По наружному диаметру (по вершинам зубьев) детали обработаны кое-как. При этом у № 2 этот диаметр явно занижен, а у № 4 - зубья почему-то скошены. На гранях обеих звездочек полно заусенцев. Следующее испытание - проверка на твердость. Результаты замеров, предоставленные специалистами, мы свели в таблицу. Объясним: зубья звездочек должны быть несколько тверже, чем середина деталей, где расположены отверстия со шлицами, поэтому для обозначения твердости выделено две графы. Да, разница есть, но какая! Деталь № 1 соответствует требованиям, ее твердости вполне достаточно для длительной службы. 3-й номер даже немного переплюнул заводскую деталь. И хорошо, что ненамного: слишком твердая - сталь становится хрупкой, и при неблагоприятном стечении обстоятельств (шальной камешек, попавший между цепью и зубьями, или болтающаяся изношенная цепь) перекаленный зуб может сломаться, а дальше цепь либо соскочит, либо порвется со всеми вытекающими из этого последствиями. Владельцам звездочек, аналогичных звездочкам № 2 и 4, эти кошмары не грозят. "Пластилиновая" твердость деталей не даст им сломаться, если, конечно, не бить кувалдой. Эти зубья быстро и мирно сотрутся. Или нет? Ведь можно допустить, что, несмотря на низкую твердость, материал, из которого они изготовлены, обладает повышенной износоустойчивостью. Мы засомневались и решили обратиться за консультацией к специалистам-материаловедам Научно исследовательского института технологии автомобильной промышленности. В связи с тем, что эти звездочки нам еще понадобятся для дорожных испытаний, мы попросили их не "убивать". Резать их пополам во время проведения химического анализа не стали - обошлись экспресс-методом. Однако и этого хватило с лихвой. Звездочки кололи алмазными иглами (при измерении твердости), пытали электрическим током (на спектрометре), сверлили, наконец. В общем, мало не показалось. А что же до результатов, то чудес не произошло. Звездочки № 1 и 3 сделаны из легированных сталей, специально предназначенных для изготовления шестерен и аналогичных деталей, по соответствующей технологии и с соответствующей термообработкой (34ХНЗА и 37ХНЗМА, соответственно). Деталь № 4 сделана из низколегированной хромистой стали (40Х). В принципе, после термообработки эта сталь способна приобрести достаточную твердость, но ответственные детали, к которым, несомненно, относятся и звездочки, обычно делают из материала получше. В данном же случае отлили нечто более-менее похожее на звездочку, кое-как обработали - и поскорее в продажу. Сталь, которую использовали при изготовлении звездочки № 2 (Ст. 20), обычно применяют в узлах, для которых фактор твердости необязателен. Например, для крюка подъемного крана или кувалды. Способ и качество изготовления те же, что и у № 4. Выводы из вышесказанного однозначны. Звездочки № 1 и 3 - полноценные детали, проблем при эксплуатации они не создадут. Что же касается двух других... Зубья этих звездочек могут очень быстро принять такую форму, что даже самая лучшая цепь начинает изнашиваться с удвоенной скоростью, а тогда и до обрыва недалеко. Словом, если вам дорого собственное здоровье, остерегайтесь "левых" звездочек.

Результаты экспертизы звездочек мокика "Пилот"
Кол-во зубьев Цвет Чистота пов-ти Наличие заусенцев зубьев Мех. обработка зуб серцевина Материал Общая оценка
1 14 Светло-серый Хорошая Нет Отличная 53-55 53-55 34XH3A Пригодна к использованию
2 15 Светло-серый с пятнами Плохая Есть Плохая <26 <26 ст. 20 Непригодна
3 15 Темно-серый Отличная Нет Отличная 58-60 58-60 37XH3MA Пригодна к использованию
4 16 Светло-серый с пятнами Хуже некуда Есть Отсутствует 26-28 26-28 40X Непригодна

попытаемся дать совет, как отличить хорошую деталь от подделки и брака. Когда приобретаете запчасти (и не только на рынке), хорошенько их рассмотрите: грубо обработанные поверхности, шероховатость, заусенцы и сколы - свидетельство низкой культуры производства и нарушения технологии. Подобные дефекты характерны для изделий из низкокачественных сталей, из которых хорошую вещь сделать невозможно в принципе. Пятнистая поверхность - признак допущенных нарушений технологии термообработки (закалки, например). Проверить твердость достаточно просто. Мы попробовали пилить наши звездочки надфилем. На № 1 и 3 он лишь соскоблил темный налет, но заблестевшему зубу не нанес сколь-нибудь заметного урона. Детали № 2 и 4 ответили на наши действия бодрым шуршанием и большим количеством стружки. Пилить какие-либо детали вам в магазине вряд ли позволят, а вот незаметно для продавца царапнуть, может, и удастся. На всякий случай, перед покупкой потренируйтесь дома на изношенной детали, но заведомо из хорошего металла, чтобы знать, что у вас при этом должно получиться. Хорошо бы, чтобы наши советы прочитали не только покупатели, но и продавцы, и тоже вынесли свои выводы.




Источник:

 

Категория: внешний тюнинг | Добавил: DAEMOON (21.11.2007) | Автор: Волгинов Владимир Владимирович

 

Просмотров: 5016 | Комментарии: 1 || Рейтинг: 0.0/0 |

 

Всего комментариев: 0

 

 

Форма входа
Последние 5 фото
 
 
Наша статистика
Комментариев: 3520
Тем на форуме: 4418
Сообщений на форуме: 60918
Фотографий: 1666
Видео: 54
Статей: 25

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены. Все авторские права сохранены. написать e-mail